И овцы целы, и волки сыты

 

Пока законотворцы обсуждают, как снизить число проблем в ЖКХ, практики нашли решение, которое могло бы «разрулить» конфликт интересов РСО, УК и власти.

 

Простую и в то же время эффективную схему взаимоотношений между управляшками и ресурсовикамипредложили СРО управляющих организаций на расширенном заседании комитетов СНД Новокузнецка. На этом большом совещании присутствовали депутаты облсовета, руководители соответствующих комитетов депутатских корпусов соседних с Новокузнецком городов, глава Новокузнецка Сергей Кузнецов и начальник Госжилинспекции региона Ирина Гайденко. В итоговый протокол заседания внесено предложение ознакомиться глубже с этой идей. Но депутаты собираются для совместной работы лишь раз в неделю, а на прямую форму управления дома должны перейти уже через месяц. И с этого срока автоматически посыплются проблемы, связанные с отсутствием договоров основанных на принципах равноправия сторон.

 

Суть противостояния

 

В условиях сложившейся на сегодняшней день схемы взаимоотношений даже при прямых платежах жителей в РСО поставщиком коммунальной услуги все равно является УК. Именно ей предъявляют РСО счета для оплаты полученного домом ресурса в полном объеме, в случае их неоплаты, через суд списываются все деньги со счета компании, включая субсчета других домов с их накоплениями на сезонный ремонт. Именно УК, как поставщику коммунальных услуг предъявляют жители свои претензии по качеству тех самых коммунальных услуг, именно с УК требуют перерасчет за их недооказание. И именно УК за свой счет должна работать с неплательщиками для того чтобы взыскать долги для РСО. Поэтому понятно желание УК и ТСЖ «спихнуть» все эти «удовольствия» на РСО. Собственно массовый переход домов в непосредственное управление стало самым на тот момент простым разрешением несовершенства законодательства.

 

Ресурсоснабжающим организациям не по вкусу как наличие десятки посредников между ними и потребителями, так и не особо нужна необходимость содержания собственной абонентской службы. Поэтому понятно их стремление поменьше взять на себя обязанностей и побольше получить при этом денег. Город, поскольку платит компенсацию выпадающих доходов – долю за жителей за коммунальные услуги, должен быть в первую очередь заинтересован в упорядоченности начислений и сбора платы с потребителей. Но пока все кивают на несовершенство законов и не стремятся решать проблему.

 

Все гениальное просто

 

Управляющие компании предлагают на условиях муниципально-частного партнерства создать в городе… единого поставщика коммунальных услуг. Ее учредителями могут и должны выступить администрация, РСО и УК через подписание договоров о муниципальном коммерческом партнерстве. Сразу хочется предостеречь негативно настроенных оппонентов: не надо проводить аналогии между предлагаемой структурой и ГТК с ССК. Единый поставщик услуг не будет покупать ресурс у его производителей, поэтому ей не нужен будет свой тариф. Это не надстройка в существующей схеме взаимоотношений, которая потребует дополнительных расходов потребителей. «Кормить» новое дитя будут получатели бонусов (см. ниже «для справки»). Сегодня все они в совокупности несут куда большие затраты, чем им предлагает новая форма работы.

 

Изначально можно запланировать решения, которые бы помогли снизить затраты на содержание Единого поставщика коммунальных услуг. Например, помещение для новой организации мог бы выделить муниципалитет в рамках муниципально-частного партнерства. Кадры тоже не проблема: и в УК и в РСО работают специалисты абонентских отделов, юристы, которые, несомненно, найдут применения своим знаниям и опыту в новой организации.

 

Осталось дело за малым: найти в верхах заинтересованных в снижении жилищно-коммунальных проблем лиц и можно начинать действовать.

 

Для справки:

 

Ожидаемые бонусы:

 

Администрация:

 

Единый центр начисления по коммунальным услугам;

Тотальный контроль по платежам за ЖКУ в городе;

Объективная информация по каждой организации и каждому дому;

Предоставление доступа к программе по начислению без ее коррекции всем участникам процесса (РСО, УК, администрация);

Возможность организовать работу по взысканию дебиторской задолженности за счет УК и РСО (регулярная отчетность);

Объективная информация по должникам в том числе на муниципальном ЖФ;

Единая квитанция за КУ со штрих кодом упрощающая работу КББ, почтовым отделениям и т.п.;

Платежи жителям поступают на прямую в РСО;

Исключает банкротство УК, ТСЖ и т.п.;

Перерасчет осуществляется в случае обращения граждан или УК согласно утвержденного регламента;

Заключение Энергосервисных договоров на оприборивание жилфонда и обслуживание ПУ;

Установка приборов учета тепла за счет дотации – РСО (займ) возврат за счет экономии и оплат жителей (надо считать);

Возможность регулировать рынок УК через подписанные договора с поставщиком коммунальных услуг;

Исключает возможность пользоваться денежными средствами РСО и банкротства УК, ТСЖ;

В связи с упорядочением получения дотации из бюджета РСО благодаря единой базе данных вполне вероятно может возникнуть экономия средств.

 

РСО:

 

Экономия средств по начислению платежей содержание юридического отдела по взысканию, абонентского отдела и т.п.;

Объективная информация в онлайн режиме;

Экономия за счет доставки квитанций через УК, ТСЖ;

Экономия за счет ликвидации необходимости судиться с УК и ТСЖ;

Возможность проводить введение повышающего коэффициента к нормативу для потребителей без приборов учета на другую организацию, которая направит полученные средства на мероприятия по повышению энергоэффекивности; Установка ПУТ за счет средств ПКУ и том числе собственников;

Экономия по налогам, не надо брать на себя сверх тарифное начисление.

 

УК:

 

Нет необходимости в банкротстве;

Прозрачность начислений для работы с жилфондом;

Доставка квитанций вовремя, в том числе за коммунальные услуги;

Упрощение взаимоотношения с РСО и поставщиком коммунальных услуг;

Объективная оценка ОДН для выставления собственникам МКД по всем РСО.

Прозрачность накопления сверх тарифного начисления и использования средств.

Возможность заключения энергосервисных договоров (либо сами, либо через поставщика КУ);

За счет того, что транзитные платежи не берутся в доходы, возникает экономия по налогам;

Благодаря этой структуре можно создать регулятор миграции жилфонда.

 

Жители

 

Отпадает необходимость посещения нескольких учреждений для разрешения вопросов связанных с расчетами и перерасчетами платежей за коммунальные услуги;

Упрощается претензионный порядок при оказании не качественной коммунальной услуги;

Потребитель получает одну, а е несколько квитанций для оплаты коммунальных услуг;

Исчезают риски связанные с арестом счетов УК за коммунальные долги и с банкротством компании.

 

Светлана Зеленина

Источник