Когда скрывать нечего - 2

На минувшей неделе мы сообщили о том, что НП управляющих организаций “Стандарт качества ЖКХ” предложило коллегам и органам местного самоуправления Новокузнецка сотрудничать в направлении обмена положительным опытом.

В качестве своего вклада в “городской банк положительного опыта” профессиональное объединение УК предложило разработанный и уже опробованный информационный продукт, позволяющий формировать отчетность управляющей компании о текущем состоянии лицевого счета многоквартирного дома в режиме on-line. Сегодня мы попросили руководителя партнерства Владимира Сергеевича КОЛМАГОРОВА рассказать несколько подробнее об инициативе, с которой выступают он и его коллеги.

- Прежде всего, поясните, пожалуйста, почему вы с предложением о сотрудничестве обратились именно в органы местного самоуправления, а не к коллегам?

- Я убежден, что именно органы местного самоуправления обладают потенциалом, способным объединить управляющие компании. У города есть мощный инструмент, который называетсяадминистративный ресурс. Реализованных вариантов его применения можно приводить много и из разных сфер нашей жизни: это и единообразие внешнего вида киосков, и поэтапный перевод автобусов на газовое топливо, и многое другое. По такому же принципу надо начать внедрять опробованный положительный опыт в ЖКХ. Например: в нашей компании сдали квалификационный экзамен и подтвердили свой профессионализм не только руководитель организации, но и руководители отделов - всего 12 человек. Если об этом коллегам расскажу я, скажут - хвастается. Если то же самое порекомендует сделать председатель комитета ЖКХ или зам.главы города, полагаю, и в других УК загорятся идеей повышения квалификации персонала. Потребует это затрат из бюджета? Нет! Для УК экзамен тоже бесплатно. Обучиться можно и самостоятельно. А в выигрыше останутся все горожане

- Что, по вашему мнению, может побудить управляющие организации Новокузнецка, которые в абсолютном большинстве являются частными, дарить свои наработки конкурентам?

- Хотим мы того или нет, но все управляющие компании города не зависимо от того частные они или муниципальные, находятся в одной лодке, называемой “рынок жилищных услуг”. Негативный опыт одной компании неизбежно портит имидж всех управляющих организаций города. В итоге в обществе складывается мнение, что в Новокузнецке работают либо плохие, либо очень плохие УК. При таком отношении сложно выстраивать отношения с жителями, из-за этого проблемы нарастают, как снежный ком. Мы предлагаем коллегам, тиражируя свой положительный опыт, изменить вектор общественного мнения. Я убежден, что компании однодневки, организации, которые пришли в жилищное хозяйство лишь для того, чтобы обогатиться, не выдержат конкуренции при ориентире на высокое качество работы и естественным образом сами исчезнут из города.

- Почему вы для себя выбрали направление прозрачной отчетности, а не, к примеру, повышение качества оказываемых услуг?

- Критерии качества услуг в жилищном хозяйстве понятие достаточно расплывчатое. Взаимоотношения управляющей компании и собственников помещений в доме я всегда сравниваю с взаимоотношениями в семье. По каким характеристикам понять, качественно один из супругов выполняет свои обязанности или нет. Жена приготовила борщ, а мужу он показался слишком жидким. Но если жена при этом напомнит, что уже неделю просит супруга принести из погреба картошку (именно поэтому ее в его тарелке маловато), то вместо конфликта он все поймет и выполнит, наконец, просьбу. В следующий раз борщ будет таким, как положено.

Точно так же и при обслуживании дома. И управляющей компании, и жителям хочется, чтобы работы выполнялись в куда большем объеме, чем это происходит сейчас. Но есть много факторов, мешающих исполнить желаемое: недостаточно денег на счету дома (в доме много неплательщиков или жителями утвержден низкий тариф), неподходящий для исполнения работ сезон (зимой плановый ремонт кровли, к примеру, никто не делает), сроки, которые диктуют рамки адресных программ и пр. Если житель понимает, что происходит в доме, он воспринимает все сложности спокойно и вместе с УК ищет способы их преодоления. В противном случае мы получаем жалобу во все инстанции, а наши сотрудники тратят рабочее время для подготовки аргументированного ответа на все адреса, известные недовольному жалобщику.

Не менее, а может быть даже более важно и то, что когда все документы есть в открытом доступе, у сотрудников управляющей организации минимизируются возможности для их фальсификации. При прозрачной организации работы нет возможностей для встречающегося порой сговора между УК и председателем совета дома. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества работ.

- Организация работы в прозрачном режиме - тема сложная. Не смотря на утвержденный стандарт раскрытия информации в ЖКХ, практически у каждого председателя совета многоквартирного дома есть свои требования к отчету УК. Где, вы считаете, проходит грань между интересами собственников и коммерческой тайной организации?

- Все просто: документ, который подписан членами совета дома коммерческой тайной компании не является. Жители вправе знать, сколько денег собрано в доме, какая работа ведется с должниками. Нет смысла скрывать общие характеристики дома, протоколы общего собрания, акты сезонного осмотра дома и т.п. документы. Вся эта информация не набирается нашими специалистами вручную, что исключает возможные опечатки - на сайте компании мы размещаем электронные копии документов. Бумажный носитель документа передается в архив.

Хотелось бы подчеркнуть, что нашими юристами была проведена большая работа по разграничению информации на общедоступную и на ту, которую оберегает закон “О защите персональных данных”. Может быть, кому-то и хотелось бы знать больше о своих соседях, но федеральный закон стоит на страже интересов граждан.

- Не заблудится ли в количестве размещаемых документов неискушенный в бухгалтерии посетитель сайта?

- Для того, чтобы этого не произошло, вся информация по каждому дому разбита на темы, на года, на месяца. Нет необходимости копаться в документах в надежде случайно найти требуемую таблицу. Достаточно кликнуть мышкой на нужную строку, чтобы интересующая посетителя сайта страничка открылась.

- Значит, вопросов и непонимания у ваших жителей уже не возникает?

- Вопросов всегда хватает. Например, согласовав работы с собственниками помещений, мы в январе заключаем договор и оплачиваем со счета дома заказ на установку в подъезде пластиковых окон. Окна устанавливаются в феврале, а акт выполненных работ мы размещаем на странице дома в отчетной документации только в марте. Когда в своей квартире человек, оплатив установку окон, ждет месяц - это понятно. Но когда то же самое происходит в масштабах дома, рождаются вопросы: куда в январе делись деньги со счета дома, если окна поставлены только в феврале, а акт выполненных работ появился в открытом доступе только в марте? В этом случае садимся с дотошным посетителем за стол, я по старинке достаю лист бумаги, беру ручку и начинаю объяснять нюансы работы УК.

Да, это тоже отнимает время, но одно дело, когда человек пытается понять, а другое, когда из-за отсутствия достоверной информации, начинает обвинять в воровстве и мошенничестве.

- Какими будут ваши следующие шаги, если администрация города не заинтересуется предложением партнерства о сотрудничестве в направлении распространения наработанного опыта?

- Мы все равно будем продолжать начатую работу. Рано или поздно горожане, проживающие в домах обслуживаемых другими УК, увидят наш сайт и зададутся вопросом, а почему у нас не так? Они придут в свою компанию и потребуют сделать так же. И тогда процесс перехода на открытый режим работы начнется по инициативе снизу. Только на это потребуется больше времени. Эффект был бы выше, если бы движение началось и “сверху” и “снизу”.

- Как найти ваш сайт в сети Интернет?

- Для этого достаточно сделать запрос в любой поисковой системе либо сразу набрать в адресной строке очень простой адрес сайта zhkh-nk.ru. Мы осознанно решили отойти от такой формы работы, как “личный кабинет”. Каждый, кому это интересно, может сравнить объем работ на своем и соседнем доме. Житель дома, обслуживаемого другой УК, тоже может сделать сравнительный анализ ее и нашей деятельности. Если скрывать нечего, то работа в открытом режиме дает только плюсы. Мы это доказываем каждый день своей работой.

Записала Лилия Москвина.